мониторинг

Официальный сайт МБОУ  Пакалевской  основной   общеобразовательной   школы

 

мониторинг

 

 

 

 

 

 

 

Система мониторинга

по отслеживанию

личностных, предметных,

метапредметных результатов обучения.

 

 

1.      Введение . Основные элементы системы оценки планируемых результатов ______________________3

 

2.      Задачи и этапы мониторинга__________________________________________________________________8

 

3.       Модель предметного мониторинга МБОУ Пакалёвской СОШ на первой ступени начального общего образования___________________________________________12

4.      Мониторинг сформированности основных компетенций.__________________________________________14

 

5.      Сводная таблица  комплексной оценки результатов образования учащихся 1 класса____________23

 

6.Критерии  и  оценка уровня сформированности универсальных учебных действий.___________________28

 

7.Вывод-оценка усвоения учеником основной образовательной программы начального

общего образования.____________________________________________________________________________________________41

8.Образцы заданий для оценки метапредметных планируемых результатов освоения программы начального

     образования ___________________________________________________________________________________________________________________43

 

1.Основные элементы системы оценки планируемых результатов

Система оценки достижения  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится по трем группам результатов образования: личностных, метапредметных и предметных:

-        предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

-        метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

-        личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

Основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы универсальных учебных действий, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

           

Объекты и содержание оценки

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

-                 самоопределение;

-                 смыслоообразование;

-                 морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Внутренней оценкой   является оценка личностного прогресса ученика. Формой оценки личностных результатов является  портфель достижения (Портфолио), способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Результаты оценивания и достижения хранятся в Портфолио ученика.

В состав Портфолио (портфеля достижений) входят материалы, характеризующие результаты достижения учащихся:

Участие в олимпиадах

Участие в научно-практических конференциях

Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования

Информация о спортивных достижениях

 Оценка метапредметных результатов  представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия»  программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с информацией». Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. совокупности способов действий, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося  регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий -  т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

В систему оценки предметных результатов входят:

Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, которые включают в себя: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, понятийный аппарат.

Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения

 

Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием, т.е. способность использовать опорные  знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. К предметным действиям относятся также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку,  математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе составленной из заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Виды и формы контрольно-оценочных  действий  учащихся

       Содержательный контроль и оценка предметных достижений обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

№/п

Вид  КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в диагностической карте класса. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. 

2.

Диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества  учебных задач

Направлена  на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся в рамках решения учебной задачи

Результаты фиксируются  отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

3.

Решение  проектной  задачи

Проводится 2-3 раза в год

Направлена на выявление уровня освоения  универсальных учебных действий

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания  разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы.

 

                                                                                                      

 

 

Задача мониторинга качества обучения:

o       соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;

o       эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;

o       уровень сформированности  универсальных учебных действий;

o       проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.

Этапы осуществления мониторинга:

 

o       1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)

o       2 этап – входная диагностика

o       3 этап – текущая диагностика

o       4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

o       5 этап - итоговая диагностика (в конце  4 класса)

Стартовая диагностика

 

o       методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста

o       методика «Образец и правило»

o       анкета школьной мотивации Лускановой Н.Г

o       Диктант пространственных действий

o       методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

текущая диагностика

o       «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»,

o       оценка уровня сформированности целеполагания,

o       оценка уровня сформированности учебных действий,

o       оценка уровня сформированности действий контроля

o       оценка уровня сформированности действий оценки.

 

Используемые методы оценивания:

Субъективные – письменный и устный опрос, стандартизированные письменные работы и тесты, практические работы, проекты, портфолио, выставки, презентации.

Объективные – анкетирование, наблюдение, самоанализ и самооценка

Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений

 

 

Метапредметные диагностические работы (проводятся 1- 2 раза в год) и фиксируются в таблице

Оценка метапредметных результатов учащихся 4 класса

Ф.И.О.

 

Регулятивные УУД:

 

1.Самостоятельно формулирует задание.

 

2.Выбирает для выполнения определённой

 

задачи различные средства.

 

3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.

 

4.Оценивает результаты собственной деятельности.

 

5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками.

 

6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её.

 

7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради.

 

8.Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

 

9.Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

 

Познавательные УДД:

 

1.Ориентируется в учебниках.

 

2.Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

 

3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

 

4.Составляет сложный план текста.

 

5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления.

 

6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений.

 

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

 

Коммуникативные УДД:

 

1.Владеет диалоговой формой речи.

 

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.

 

3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

 

4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

 

5.Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

 

6.Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

 

7.Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

 

8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

    3.Модель предметного мониторинга МБОУ Пакалёвской СОШ на первой ступени начального общего образования. 

Цель предметного мониторинга: создание оснований для обобщения и анализа полученной информации об уровне предметной обученности на первой ступени ОУ для осуществления оценивания, прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных решений по улучшению качества образования.

 Распределение форм контроля по четвертям учебного года.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 класс

Стартовая диагностика на двух уровнях:     внутренняя (психолого-педагогическая диагностика).

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

2 класс

Входная диагностика.

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

 

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Отдельная работа:

Английский язык

3 класс

Входная диагностика.

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Английский язык

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Английский язык

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Отдельная работа:

Английский язык

4 класс

Входная диагностика.

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Английский язык

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

 

Отдельные предметные работы:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Английский язык

Интегрированная работа:

Математика

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

Отдельная работа:

Английский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Мониторинг сформированности основных компетенций.

Социальная компетенция:

Соблюдение социальных и этических норм:

  • Развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе,
  • Принятие и выполнение школьных норм поведения и общения,
  • Добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно полезном труде;
  • Интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни.

Владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:

  • Дружеские отношения,
  • Готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности; способность к эмоциональной привязанности, дружбе.
  • Уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.

 Параметры технологической компетенции значительно изменены и дополнены. Это связано с реализацией концепции модернизации российского образования в части профилизации и направлены на решение задач школы по ранней профилизации учащихся первой ступени обучения, а также подготовки их к предпрофильному обучению в школе 2 ступени.

В настоящее время технологическая компетенция включает следующие параметры:

1. Сформированный высокий уровень самостоятельности, то есть умение самостоятельно ориентироваться в любой работе,

2. Активная позиция ''Я хочу все сделать – сам'',

3. Осознанность практической (проектной деятельности:

  • анализ конструкции изделия,
  • анализ технологии его изготовления,
  • сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами,
  • знание названий используемых материалов и ряда их свойств)
  • владение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

4. Соблюдение технологической дисциплины:

  • использование более рациональных приемов работы;
  • соблюдение последовательности и правил выполнения технологических операций в соответствии с маршрутными или операционными картами;
  • умение организовывать свое рабочее место;
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
  • умение применять эффективность трудовой деятельности.

5. Владение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий.

Для отслеживания сформированности компетенций у выпускников начальной школы, нами разработан пакет диагностик и определены ответственные за проведение диагностик и подведение итогов, а также ответственные за анализ полученных результатов и внесение данных в диагностические таблицы.

Представляем пакет диагностик по отслеживанию параметров трех компетенций и методики, которые используем, а также примеры разработанных нами таблиц для внесения пилотажных исследований и последующих данных диагностики:

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ..

 

  • Индивидуальная карта учеников ________ класса (обучаемость)

 

Ф.И.ученика

Показатели

 

 

Умение выделять главное в учебной информации, составлять план

 

 

Умение выделить признаки для сравнения процессов, явлений

 

 

Умение сопоставлять, сравнивать

 

 

Умение использовать полученные знания в новых условиях

 

 

Умение в темпе подаваемой учителем информации слушать, соотносить с основами источников знаний, писать

 

 

Навыки беглого чтения (по возможности указать скорость чтения)

 

 

Умение осуществлять самоконтроль в учебной работе

 

 

2 – в полной мере 1 – средне 0 – не проявляется (отв. учителя 4 класса)

 Карта результатов обучения учащегося ______за 1-4 классы.

Вносятся итоги обучения по годам (своеобразный табель)

Мониторинг учебных возможностей учащихся ___________ класса.

Вносятся результаты проверок выполнения практической части программ (итоги контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений и дт.)

Карта личностного развития учащихся. Здоровье.

Фамилия, имя

Класс

Группа здоровья

Хронические заболевания

(да, нет)

Сколько раз болел

Количество дней, пропущенных по болезни

1

2

3

4

5

Учебные четверти

1

2

3

4

1

2

3

4

1

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ.

Уровень развития социальных качеств учащихся начальной школы

учащихся _____________ класса

Учащиеся

патриотизм

товарищество

уважение к старшим

дисциплинирова-нность

трудолюбие

любознательность

любовь к прекрасному

стремление быть сильным, ловким

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – в полной мере; 1 – средне; 0 – не проявляется.

 

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.  Учебно-исследовательские и проектировочные умения, технологическая дисциплина.

Учебно-исследовательские умения

    • Выполнять инструкции при решении учебных задач
  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами
  • Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях)
  • Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу
  • Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам
  • Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия
  • Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
  • Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.)
  • Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий
  • Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу
  • Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы
  • Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера
  • Вести поиск информации с использованием простейших запросов
  • Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере
  • Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека
  • Ориентироваться в распространенных видах профессий (с учетом региональных особенностей)
  • Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
  • Определять область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров)
  • Ориентироваться в основных источниках информации
  • Определять назначение основных устройств компьютера
  • Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе компьютером)

2 - усвоил в полной мере; 1- усвоил, но не всегда применяет; 0- не усвоил.

 

Диагностические таблицы навыков проектирования по технологии

Вид и характер навыков

Вырабатывать идеи на основе своего опыта

Пояснять свои идеи в процессе обсуждения

Разрабатывать свои идеи в процессе деятельности (посредством придания формы различным материалам, сборки компонентов и т.д.)

Вносить предложения по процессу изготовления

Рассматривать проект-идеи по мере их развития и определять их сильные и слабые стороны

Использовать информационные ресурсы в процессе своей деятельности

Вырабатывать идеи, учитывая назначение изделия и его будущих пользователей

Пояснять свои идеи, разрабатывать критерии для проектирования, предлагать пути реализации своих идей

Принимать во внимание внешний вид, функциональность, безопасность и надежность в процессе разработки предложений

Исследовать, прорабатывать и пояснять различные аспекты своего проекта при помощи моделирования различными способами

Иметь четкое представление о том, каков должен быть результат деятельности, предлагая последовательность действий для его достижения и альтернативные методы изготовления, в случае, если что-то не будет получаться в соответствии с планом

2 - усвоил в полной мере; 1- усвоил, но не всегда применяет; 0- не усвоил.

 

 

 

                                                                                 5.Сводная  таблица  комплексной  оценки  результатов  образования учащихся

                                                                                                          1 класса в рамках внедрения ФГОС  НОО

 

№ п/п

Группа  результатов

 

 

 

Сроки проведения

Вид   диагностики

Предмет

Фиксирование результатов

 

(по уровням)

 

 

 

 

1

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

Педагогическая  диагностика

До 15 сентября

Стартовая   диагностика

1. Комбинированная работа

Оценочный лист

(Персонифицированные)

I полугодие

Промежуточная диагностика

1. Русский язык

2. Математика

Оценочный лист

(Персонифицированные)

Апрель

Итоговая диагностика

1. Русский язык

2. Математика

3. Литературное чтение

4. Окружающий мир

Оценочный лист

(Персонифицированные «зачёт/незачёт»)

 

Май

Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

 

Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру

Оценочный лист

 

(Персонифицированные

«зачёт/незачёт»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг

Сроки проведения

 

Вид  УУД

 

Инструментарий

Фиксирование   результатов

 

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

 

 

 

        Коммуникативные УУД

 

1. «Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении» методика

      Е.В. Коротаевой

 

2.  Лист  наблюдений       (ежемесячно;  см. ниже)

3. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

 

 

 

      Оценочный лист

 

(Персонифицированные)

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

           Регулятивные УУД

 

1. «Оценка регулятивных УУД» методика О.А. Конопкиной,

А.К. Осницкого

2. Лист  наблюдений (ежемесячно;  см. ниже)

3. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

 

 

 

       Оценочный лист

 

(Персонифицированные)

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

 

 

 

           Познавательные УУД

1. Линейка достижений:

            навыки исследования

 ( в конце каждой учебной четверти)

2.  Лист  наблюдений (ежемесячно;  см. ниже)

3. Итоговая комплексная  работа по окончании 1 класса.

 

 

 

      Оценочный лист

 

(Персонифицированные)

 

 

 

 

Сроки проведения

Формулировка из текста  ФГОС

 

Инструментарий

Фиксирование     результатов

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

        

 

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

Диагности-

ческие исследования

 

 

 

 

 

Достижение воспитатель-

ного результата

 1-го уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в  конце учебного года

Смыслоообразование. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 

 

1. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» методика М.Р.Гинзбурга

 

Не подлежат итоговой оценке

 

(неперсонифицированные)

Самоопределение. Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  лругих людей.

 

1. «Выявление уровня социализированности   учащегося» методика  М.И. Рожкова

 

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифицированные)

Морально-этическая ориентация.        Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 

1.Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.

2. Тест. Выявление отношения родителей  к  образовательному процессу.

3. Тест. Решение предложенных ситуаций  с целью оценки  собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.

 

Не подлежат итоговой оценке

 

(неперсонифицированные)

 

Сводная характеристика достижений и положительных качеств обучающихся класса

 

Накопительная    оценка:     портфель   достижений

 

 

 

 

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

1 раз в год в мае;  

Парад – фестиваль  учебных  и  внеучебных  достижений  обучающихся  всего класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Критерии  и  оценка уровня сформированности универсальных учебных действий.

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства.

                        Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

1.                   соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.                   соответствие свойств  универсальных действий заранее                       заданным требованиям.

3.                   сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 

        Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, заключающаяся в постепенном переходе от совместной к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) к самостоятельной деятельности с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте) (Репкина Г.В., Заика Е.В., 1993).

Мотивация учебной деятельностивключает учебные, познавательные, соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию учебной деятельности мотивы (стремление поощрения, страх наказания за неуспехи). Оценивается уровень учебно-познавательных мотивов, их интенсивность и место в мотивационной структуре (смысловые, мотивы-побудители), степень осознанности.

Целеполагание – возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Можно говорить о двух типах целеполагания. Первый тип целеполагания – постановка частных задач на усвоение «готовых знаний» и действий. В этом случае задачами выступают задачи  понять, запомнить, воспроизвести. Второй тип целеполагания – принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения). В рамках каждого типа выделяются разные уровни сформированности в зависимости от того, как осуществляется целеполагание – принятие поставленной извне задачи или самостоятельная постановка задачи.

Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Связаны с содержанием решаемых учебных задач. Оцениваются такие характеристики учебных действий как степень самостоятельности ученика в их применении, мера усвоения, обобщенность, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения (П.Я.Гальперин, 1965).

Функция действия контроля в учебной деятельности – обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Диагностируются такие характеристики контроля как мера самостоятельности выполнения учеником, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии контроля, время осуществления контроля – констатирующий, сопровождающий действие, опережающий.

Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи.

В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:

1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Описанную модель оценки сформированности учебной деятельности,  в ряде значимых аспектов дополняет  диагностическая система А.К.Марковой (1990), включающая 4 основных сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

- понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;

-   самостоятельная постановка школьников учебных задач;

-   самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

- какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);

- в какой форме он их выполняет  (материальной/материализованной; громко-речевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;

- различает ли ученик способ и результат действий;

- владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние самоконтроля и сам оценки:

-  умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

- способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

-  адекватна ли самооценка учащегося;

- доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.

4. Каков результат учебной деятельности:

- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия;, возможность решения задач разной трудности);

-  субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев  и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.

 

 

 

Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности
у учащихся ___класса___________ школы

на_____________(дата)

Фамилия,
имя

Компоненты учебной деятельности

Учебный
интерес

Целеполагание

Учебные
действия

Контроль

Оценка

1. Раев В.

3

3

2

4

3

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

2. Изучить описание основных параметров учебной деятельности и их уровней, и пользуясь дополнительно таблицами 1-5, вынести заключение о том, какому из описаний в наибольшей степени соответствует параметр.

Не все учебные ситуации равноценны при диагностике: наиболее информативным является поведение ученика в процессе принятия и решения учебной задачи, когда на первом месте оказываются способы действий и их соответствие условиям задачи. Именно тут особенно ярко проявляются собственные возможности ученика и мера той помощи, которая ему необходима.

Уровни сформированности основных компонентов учебной деятельности не следует соотносить с учебными оценками в виде отметок.

В ряде случаев оценка уровня сформированности учебной деятельности не может быть выполнена с первой попытки, поскольку у педагога не всегда есть арсенал необходимых наблюдений. Помочь может периодическое ведение дневника, куда записываются накапливаемые наблюдения, проблемы, варианты их решения как с классом в целом, так и с отдельными учениками.

При любых условиях развитие учеников идёт неравномерно: не будет одинакового уровня у учащихся по показателям и у разных учеников эти «профили» (то есть картина по всем компонентам) будут разные.

При изменении содержания учебной работы, требований к ученикам, при введении новых форм организации учебной работы уровень сформированности учебной деятельности может измениться.

Диагностику сформированности учебной деятельности следует проводить один раз в учебном году в процессе итогового контроля. Диагностика дает возможность увидеть учителю, как идет процесс становления учебной деятельности школьника, выделить успехи и продвижения от года к году, определить проблемы и трудности. Педагог отслеживает динамику развития каждого компонента учебной деятельности и, следовательно, имеет возможность видеть — осуществляется ли переход с одного уровня, где нужна помощь, на что обратить особое внимание в образовательном процессе, какой компонент необходимо формировать. Эти данные в виде оценочных суждений доводятся до ученика, чем стимулируется его учебная мотивация. Оценка учебной деятельности существенно дополняет информацию о продвижении ребёнка в образовательном процессе.

Таблица 1

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса

Уро-
вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие интереса.

Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал).

Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2

Реакция на новизну.

Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).

Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.

3

Любопытство.

Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач).

Оживляется и задаёт вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

4

Ситуативный учебный интерес.

Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).

Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается.

5

Устойчивый учебно-познавательный интерес.

Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

Охотно включается в процесс выполнения, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу.

6

Обобщённый учебно-познавательный интерес.

Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Является постоянной характеристикой ученика; ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.

Таблица 2

Уровни сформированности целеполагания

Уро-
вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие цели.

Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования.

Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

2

Принятие практической задачи.

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.

Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий.

3

Переопределение познавательной задачи в практическую.

Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической.

Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.

4

Принятие познавательной цели.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи.

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её (не подменяя практической задачей и не выходя за её требования), чётко может дать отчёт о своих действиях после выполнения задания.

5

Переопределение практической задачи в познавательную.

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней.

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов; чётко осознаёт свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет.

6

Самостоятельная постановка новых учебных целей.

Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы.

По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы; учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.

Таблица 3

Уровни сформированности учебных действий

Уро-
вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности.

Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий.

Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.

2

Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.

Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Может дать отчёт о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении; помощь учителя принимается сравнительно легко; эффективно работает при пооперационном контроле; самостоятельные учебные действия практически отсутствуют.

3

Неадекватный перенос учебных действий.

Ребёнок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.

Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно.

4

Адекватный перенос учебных действий.

Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ. однако может это правильно сделать только при помощи учителя.

Достаточно полно анализирует условия задачи и чётко соотносит их с известными способами; легко принимает косвенную помощь учителя; осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия.

5

Самостоятельное построение учебных действий.

Решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу.

Критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчёт о них; нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно.

6

Обобщение учебных действий.

Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа.

Овладевая новым способом, осознаёт не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чём он основан), осознаёт сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.

Таблица 4

Уровни сформированности действий контроля

Уро-
вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие контроля.

Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторённых действий.

Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно повторённых действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников.

2

Контроль на уровне непроизвольного внимания.

В отношении многократно повторённых действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий.

Действуя как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий; часто допускает одни и те же ошибки; сделанные ошибки исправляет неуверенно; в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых, и не исправляет.

3

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

При выполнении нового действия введённая его схема осознаётся, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает.

В процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после её решения, в особенности по просьбе учителя может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторённых действиях ошибок не допускает или легко их исправляет.

4

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщённую его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок.

Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует её адекватность новым условиям.

5

Потенциальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы.

Задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям.

6

Актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи, и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно.

Успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи; в ряде случаев вносит коррекции в схему действий ещё до начала их фактического выполнения.

Таблица 5

 

Уровни сформированности действия оценки

Уро-
вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие оценки.

Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи.

2

Неадекватная ретроспективная оценка.

Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий, ориентирован на отметки учителя.

Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи.

3

Адекватная ретроспективная оценка.

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

4

Неадекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомости или незнакомости, а не возможности изменения известных ему способов действия.

Свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытаясь оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не её структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя.

5

Потенциально-адекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя, но не самостоятельно, оценить свои возможности в её решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.

Может с помощью учителя, но не самостоятельно, обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.

6

Актуально-адекватная прогностическая оценка.

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия.

Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свою возможность или невозможность её решать, исходя из чёткого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения.

 

 

7.Вывод-оценка усвоения учеником основной образовательной программы начального общего образования.

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».

Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

 

 


8.Образцы заданий для оценки метапредметных планируемых результатов освоения программы начального образования

Образцы заданий разработаны в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах по каждому пункту их структуры.

Ниже приведены примеры образцов заданий по математике и русскому языку.

Пример 1. Математика.

К разделу: АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления.

 

1. Учащиеся научатся исследовать числовые последовательности, образующиеся при счете единицами, двойками, пятерками, десятками и другими числами (в пределах 10, 20, 100, 1000).

 

Задание. Лена составила последовательность, используя своё правило. Она записала её на доске: 50,  100,  150,  200, 250, 400, 450, 500, 600

Какие числа она пропустила? Запиши их.

Ответ__________________________________

 

2. Учащиеся научатся описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 10, 20, 100.

Задание. Петя решил подсчитать число слов, которые он записал в своём словарике по русскому языку. Отгадайте это число, если оно:

  – двузначное;

 – больше 98.

Ответ__________________________________

3. Учащиеся научатся оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом (в пределах 10, 100, 1000).

Задание. На рисунке изображена коробка, в которой лежат кубики. Какое наибольшее количество кубиков можно поместить в эту коробку?

 

      

Ответ: В эту коробку можно поместить ___________ кубиков.

 

Пример 2. Русский язык.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Язык. Речь»

 

1. Учащиеся научатся:. все более уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать все большее понимание ее возможностей; все более осознанно и ответственно использовать язык для

·  более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений,

·  социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние;

·  получения личного удовольствия от чтения и письма “для себя”, от общения со сверстниками;

·  углубления понимания действительности, получения новых знаний;

организации своего процесса учения и рефлексии.

2. узнавать звучание русской речи среди других звуков, в том числе – звуков иностранной речи, проявлять интерес к отличительным особенностям звучания иностранной речи и различным диалектам русской речи

 

Задание 1. Напиши мини сочинение (примерно 10 предложений) на одну из предложенных тем: «Почему русский язык называют великим и могучим»

«Помогает ли мне русский язык для получения новых знаний?»

«Какие особенности русского языка помогают мне полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения»

«Можно ли с помощью языка оказывать влияние на окружающих,  развлекать их, сообщать им важную информацию»

«Люблю ли я русский язык?»

 

Задание 2. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.

1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения

3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.

4) I have got an apple. It is red. I will eat it.

5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.

В спецификации работы должен быть описан алгоритм, по которому формируется последовательность заданий в проверочной работе.Ниже приведен пример демонстрационного варианта одного из заданий по математике с указанием оцениваемых умений (предметных и общеучебных) и критериев оценивания     Математика, 4 класс

 

                        Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать  спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований.

 


План спортивной площадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       На  плане 1 см соответствует 1 м

Задание 1. 

Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки.

Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски,

соблюдая следующие условия: 

                        – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;

                        – доску надо расположить более чем в шести метрах

от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.

Отметь на плане  место расположения мишени знаком М,

а  доски для записи результатов  – знаком Д.

 


 

 

Задание 2.

В лагере провели соревнования по стрельбе из лука.

Каждый из 5 участников сделал по три выстрела.

Полученные ими баллы записали в таблице.

Прошел дождь и смыл некоторые числа.

Восстанови записи.

 

Имя

Баллы 

Общее количество баллов

Место

1-ый

 выстрел

2-ой 

выстрел

3-ий

выстрел

Аня

90

60

100

250

3

Боря

70

80

90

 

 

Ваня

100

 

90

290

 

Галя

60

80

 

210

 

Даша

80

100

100

 

 

 

Указания по оценке результатов выполнения заданий

Задание 1.

Вопрос относительно расположения мишени1

2 балла  – буква  М отмечена между окружностями с центром в точке отсчета «от лестницы» и радиусом от 4 до 6 см.  На рисунке (см Приложение 1) область, в которой ученик должен отметить букву М, заштрихована;

1 балл     – расстояние от точки М до лестницы меньше или больше 6 см;

0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-2 балла.

Н         нет никаких следов попытки учащегося приступить к решению задания.

 

Задание 1.

Вопрос относительно расположения доски

4 балла – соблюдены все три условия: точка Д находится на расстоянии более чем 6 см от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. На рисунке (Приложение 2) область, в которой ученик должен отметить букву Д, заштрихована;

3 балла – верно выполнены два условия, одно из них – первое;

2 балла – верно выполнены два любые условия;

1 балл  верно выполнено одно любое условие;

0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-4 балла.

Н         нет никаких следов попытки учащегося приступить к решению задания

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

Имя

Баллы 

Общее количество баллов

Место

1-ый

 выстрел

2-ой 

выстрел

3-ий

выстрел

Аня

90

60

100

250

3

Боря

70

80

90

240

4

Ваня

100

100

90

290

1

Галя

60

80

70

210

5

Даша

80

100

100

280

2

 

4 балла – верно заполнены все четыре пустые клетки таблицы с результатами выстрелов, верно указаны места участников соревнований;

3 балла – заполнены все четыре пустые клетки таблицы с результатами выстрелов, но при подсчетах результатов допущена одна ошибка, места участников определены верно в соответствии с полученными результатами выстрелов;

2 балла – верно заполнены только две из четырех пустых клеток с результата      ми выстрелов;

1 балл  верно заполнена только одна из четырех пустых клеток с результатами выстрелов;

0 баллов – все остальные случаи, которые не описаны в критериях на 1-4 балла.

Н         нет никаких следов попытки учащегося приступить к решению задания.

Контролируемые умения

 

Зада-ние

Умения

Предметные

Общеучебные

1.

Понимать и переносить на плоскость пространственные и количественные отношения (ближе – дальше, между, больше – меньше).

Устанавливать местоположение объекта  на плоскости по одному условию (первая часть задания), по трем условиям (вторая часть задания).

Выбирать точку отсчета для нахождения  нужной длины.

Переводить значение длины из одной единицы измерения (см) в другую (м) и обратно.

 

Ориентироваться в пространстве.

Понимать информацию, представленную в разной форме:

– в виде текста (с математическими отношениями),

– графически.

Учитывать в решении несколько условий, которые должны выполняться одновременно.

Выбирать ответ в ситуации, когда имеется бесконечное число решений.

Осуществлять самоконтроль:

– пошаговый (использовать предыдущее условие задания при выполнении следующего);

– этапный (проверять выполнение всех условий задания).

2.

Использовать таблицу для получения информации, необходимой для составления математического выражения и нахождения его значения.

Находить сумму круглых десятков.

Находить неизвестный компонент сложения.

Упорядочивать числа.

Читать и понимать информацию, представленную в табличной форме.

Интерпретировать полученные результаты (распределение мест в зависимости от результатов стрельбы).

Осуществлять самоконтроль: ученику нужно проверить, все ли клетки таблицы заполнены.

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1

Вопрос о расположении мишени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Вопрос о расположении доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"