Пояснительная записка к образовательной программе

Официальный сайт МБОУ  Пакалевской  основной   общеобразовательной   школы

 

Пояснительная записка к образовательной программе

 

    Образовательная  программа  начального  общего  образования  МБОУ  Пакалёвской СОШ  разработана  в  соответствии  с  требованиями Федерального  государственного

образовательного  стандарта  начального  общего  образования  на  основе  Примерной

образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения для начальной школы.

Данная  программа   разработана  с  учётом  образовательных  потребностей  и  запросов

участников  образовательного  процесса,  осуществляемого  в МБОУ Пакалёвской  СОШ,   отраженных  в программе развития школы, а именно:

- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса; 

-  создание  условий  для  организации  инновационной  деятельности  в  образовательном

учреждении;  

-  создание  условий  для  активного  использования  ИКТ  и  цифровых  образовательных

ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного  процесса.

-осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся

    Данная  программа  определяет  содержание  и  организацию  образовательного процесса  на  ступени  начального  общего  образования  и  направлена  на  формирование

общей  культуры  обучающихся,  на  их  духовно-нравственное,  социальное,  личностное  и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,  обеспечивающей  социальную  успешность,  развитие  творческих способностей,  саморазвитие  и  самосовершенствование,  сохранение  и  укрепление здоровья. 

     Основная  образовательная  программа  формируется  с  учётом  особенностей  первой

ступени  общего  образования  как фундамента  всего  последующего  обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный  с  изменением  при  поступлении  в  школу  ведущей  деятельности  ребёнка —  с

переходом  к  учебной  деятельности (при  сохранении  значимости  игровой),  имеющей

общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка

с  окружающим  миром,  развитием  потребностей  в  общении,  познании,  социальном

признании и самовыражении;

· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в

формировании  внутренней  позиции  школьника,  определяющей  новый  образ  школьной

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·  с формированием у школьника  основ умения учиться и  способности  к  организации

своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с

учителем и сверстниками в учебном процессе;

· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности

и рефлексивности;

·  с  моральным  развитием,  которое  существенным  образом  связано  с  характером

сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,  общением  и  межличностными

отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

         Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет)

центральные  психологические  новообразования,  формируемые  на  данной  ступени

образования:  словесно-логическое  мышление,  произвольная  смысловая  память,

произвольное  внимание,  письменная  речь,  анализ,  рефлексия  содержания,  оснований  и способов  действий,  планирование  и  умение  действовать  во  внутреннем  плане,  знаково-символическое  мышление,  осуществляемое  как  моделирование  существенных  связей  и отношений объектов; 

·  развитие  целенаправленной  и  мотивированной  активности  обучающегося, направленной  на  овладение  учебной  деятельностью,  основой  которой  выступает формирование  устойчивой  системы  учебно-познавательных  и  социальных  мотивов  и личностного смысла учения.

        При  определении  стратегических  характеристик  основной  образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные  различия  в  их  познавательной  деятельности,  восприятии,  внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными  особенностями  детей  младшего  школьного возраста.

         При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований

познавательной  сферы,  качеств  и  свойств  личности  связывается  с  активной  позицией учителя,  а  также  с  адекватностью  построения  образовательного  процесса  и  выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Цели  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего

образования:

-  обеспечение  планируемых  результатов  по  достижению  выпускником  начальной

общеобразовательной  школы  целевых  установок,  знаний,  умений,  навыков  и

компетенций,  определяемых  личностными,  семейными,  общественными,

государственными  потребностями  и  возможностями  ребёнка  младшего  школьного

возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- переход к образовательному процессу, включающему личностно-ориентированное,

метапредметное,  практико-ориентированное  содержание  образования  и  активные,

мотивирующие  формы  организации  образовательного  процесса,  способствующие

эффективному  развитию  процессов  личностного  самоопределения  обучающихся   с

разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

      Задачи основной образовательной программы начального общего образования:

•  воспитать  высоконравственного,  ответственного, инициативного и  компетентного

гражданина России;

•  сформировать  у  обучающихся   основы  гражданской  идентичности  личности, 

психологические условия развития общения, сотрудничества;

•  развить ценностно-смысловой сферы личности;

•  развить  умения учиться, самостоятельность, инициативу и ответственность;

•  сохранить  и  укрепить  физическое  и  психическое  здоровье  и  безопасность

учащихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие;

•  развить  творческие  способности  школьников  с  учетом  их  индивидуальных

особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальности каждого  ребенка;

•  сформировать  у  младших  школьников  основы  теоретического  и  практического

мышления  и  сознания;  дать  им  опыт  осуществления  различных  видов

деятельности;

•  создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование

на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе,

на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

•  помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях:

учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-

художественной,  языковой,  математической,  естественно-научной,  технологической;

 •  дать  каждому  ребенку  опыт  и  средства  ощущать  себя  субъектом  отношений  с

людьми,  с  миром  и  с  собой,  способным  к  самореализации  в  образовательных  и

других видах  деятельности.

Принципы и подходы к формированию ООП НОО

Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования МБОУ Пакалёвской  СОШ учитывает  требования  к  образованию,  которые  предъявляют  стандарты  второго поколения.  Принципиальным  походом  к  формированию  ООП  начального  общего образования  стал  учёт  изменения  социальной  ситуации  развития  современных  детей.

Наряду  со  знаниевым  компонентом  в  программном  содержании  обучения  представлен деятельностный  компонент,  что  позволяет  установить  баланс  теоретической   и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  которые  являются  надпредметными,  даёт возможность  объединить  усилия  всех  учебных  предметов  для  решения  общих  задач обучения,  что  обеспечивает  интеграцию  в  изучении  разных  сторон  окружающего  мира.

ООП  НОО  построена  с  учётом  требований  к  оснащению  образовательного  процесса  в соответствии с содержанием учебных предметов

      К  числу  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной

программы отнесены:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность  мотивации  к  учению  и  познанию,  ценностно-смысловые  установки

выпускников  начальной  школы,  отражающие  их  индивидуально-личностные  позиции,

социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·  метапредметные  результаты —  освоенные  обучающимися  универсальные  учебные

действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·  предметные  результаты —  освоенные  обучающимися  в  ходе  изучения  учебных

предметов  опыт  специфической  для  каждой  предметной  области  деятельности  по

получению  нового  знания,  его  преобразованию  и  применению,  а  также  система

основополагающих  элементов научного  знания, лежащая  в основе  современной научной

картины мира.

         Личностные  результаты формируются  за  счёт  реализации  как программ  отдельных

учебных  предметов,  так  и  программы  духовно-нравственного  развития  и  воспитания

обучающихся,  программы  формирования  культуры  здорового  и  безопасного  образа

жизни.

        Метапредметные  результаты  формируются  за  счёт  реализации  программы

формирования  универсальных  учебных  действий  и  программ  всех  без  исключения

учебных предметов.

        В  основе  реализации  основной  образовательной  программы  лежит  системно-

деятельностный подход, который предполагает:

·  воспитание  и  развитие  качеств  личности,  отвечающих  требованиям

информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского

гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения

его многонационального, поликультурного  состава;

·  переход  к  стратегии  социального  проектирования  и  конструирования  на  основе

разработки  содержания  и  технологий  образования,  определяющих  пути  и  способы

достижения  социально  желаемого  уровня (результата)  личностного  и  познавательного

развития обучающихся; · ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·  признание  решающей  роли  содержания  образования,  способов  организации

образовательной  деятельности  и  учебного  сотрудничества  в  достижении  целей

личностного и социального развития обучающихся;

·  учёт  индивидуальных  возрастных,  психологических  и  физиологических

особенностей  обучающихся,  роли  и  значения  видов  деятельности  и  форм  общения  при

определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего и профессионального образования;

·  разнообразие  индивидуальных  образовательных  траекторий  и  индивидуального

развития  каждого  обучающегося (включая  одарённых  детей  и  детей  с  ограниченными

возможностями  здоровья),  обеспечивающих  рост  творческого  потенциала,

познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны

ближайшего развития.

    Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего

образования (ФГОС)  предъявляет  новые  требования  к  результатам  освоения  основной

образовательной  программы  начального  общего  образования.  Достижение  новых

результатов  образования  в  значительной  степени  достигаются  благодаря  эффективным УМК, таким как   «Школа России».

     УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями

общепедагогического  и  конкретно-методического  характера,  обеспечивающими  новое

качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного

предмета в отдельности. 

      Концепция  УМК «Школа  России»  в  полной  мере  отражает  идеологические,

методологические и методические основы ФГОС. Ведущая целевая установка, заложенная

в  основу УМК «Школа  России»,  направлена  на  обеспечение  современного  образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. 

    Ведущей  целевой  установкой  УМК «Школа  России»  является: «Воспитание

гуманного,  творческого, социально активного человека -  гражданина и патриота России,

уважительно  и  бережно  относящегося  к  среде  своего  обитания,  к  своей  семье,  к

природному  и  культурному  достоянию  своей  малой  Родины,  своей  многонациональной страны и всего человечества».

     Ведущие  задачи,  способствующие  реализации  целевой  установки  УМК «Школа

России»:

• Создание  условий  для  организации  учебной  деятельности,  развития

познавательных  процессов,  творческих  способностей,  эмоциональной  сферы  младшего

школьника.

•  Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

• Воспитание  любви  к  своему  селу,  к  своей  семье,  к  своей  Родине,  к  ее

природе, истории, культуре.

• Формирование  опыта  этически  и  экологически  обоснованного  поведения  в

природной и социальной среде.

• Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.

       Разработанная образовательная программа начального общего образования МБОУ  Пакалёвской СОШ  предусматривает:

·достижение  планируемых  результатов  освоения    образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в  том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление  и  развитие  способностей  обучающихся,  в  том  числе  одарённых  детей,

через  систему  секций и  кружков,  организацию  общественно  полезной деятельности;

·организацию  интеллектуальных  и  творческих  соревнований,  научно-технического

творчества и проектно-исследовательской деятельности; ·участие  обучающихся,  их  родителей (законных  представителей),  педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование  в  образовательном  процессе  современных  образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность  эффективной  самостоятельной  работы  обучающихся  при  поддержке

педагогических работников;

·включение  обучающихся  в  процессы  познания  и  преобразования  внешкольной

социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

 Состав участников образовательного процесса

Характеристика контингента обучающихся

Структура контингента

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Всего

Количество обучающихся

8

23

5

36

Общее количество классов

2

5

2

9

Средняя наполняемость классов: 3 человека

Количество групп продленного дня: 0

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс при наличии свободных мест. Приоритетное право зачисления имеют граждане, проживающие на территории поселения.

Кадровый состав, обеспечивающий реализацию образовательной  программы начального общего образования

№ п/п

Специалисты

Функции

Количество специалистов

1

Учитель

  Организация условий для успешного

продвижения ребенка в рамках

образовательного процесса

1

2

Педагог-предметник

Организация условий для успешного

продвижения ребенка в рамках

образовательного процесса (английский язык)

1

 

Педагог-

психолог

Помощь педагогу в выявлении условий,

необходимых для развития ребенка в

соответствии с его возрастными и

индивидуальными особенностями

0

 

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и

физический  доступ к информации, участвует в

процессе воспитания культурного и

гражданского самосознания, содействует

формированию информационной

компетентности уч-ся путем  обучения поиску,

анализу, оценке и обработке  информации

1

 

Педагог

дополнитель-

ного

образования

Обеспечивает реализацию  вариативной

части ООП НОО

0

 

Администра-

тивный

персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ

условия для эффективной работы,

осуществляет контроль и текущую

организационную работу

Директор,

заместители

директора по

УР, по ВР

 

Информацион

но-

технологическ

ий  персонал

Обеспечивает функционирование

информационной структуры (включая  ремонт

техники, системное  администрирование,

поддержание сайта школы и пр.)

1

     МБОУ  Пакалёвская  СОШ обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов  как участников образовательного процесса:

·с  уставом  и  другими  документами,  регламентирующими  осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

·с  их  правами  и  обязанностями  в  части  формирования  и  реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  установленными

законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права  и  обязанности  родителей (законных  представителей)  обучающихся  в  части,

касающейся  участия  в формировании  и  обеспечении  освоения  своими  детьми  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  могут  закрепляться  в заключённом  между  ними  и  образовательным  учреждением  договоре,  отражающем ответственность  субъектов  образования  за  конечные  результаты  освоения  основной образовательной программы.

Основные запросы родителей на образовательные услуги

У родителей обучающихся начальной школы есть четкая потребность в создании прочной базы знаний обучающихся, которые необходимы для перехода в основную школу, где реализуется образовательная программа расширенного обучения с последующим углубленным изучением отдельных предметов. Отмечается запрос на повышение уровня комфортности и материально-технической базы, информатизации образовательного процесса и развития ИКТ. Наблюдается стремление большинства родителей к повышению качества дополнительного образования, становятся разнообразнее досуговые потребности. Школа стремится учитывать пожелания части родителей обучающихся.

      Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ  Пакалёвской СОШ   содержит следующие разделы:

·пояснительную записку;

·планируемые  результаты  освоения  обучающимися  основной  образовательной программы начального общего образования;

·учебный план образовательного учреждения;

·программу  формирования  универсальных  учебных  действий  у  обучающихся  на ступени начального общего образования;

·программы отдельных учебных предметов, курсов;

·программу  духовно-нравственного  развития,  воспитания  обучающихся  на  ступени

начального общего образования;

·программу формирования экологической культуры,здорового и безопасного образа жизни;

·программу коррекционной работы;

·систему  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  образовательной программы начального общего образования.

      Условия реализации программы

Организационно-педагогические условия

Режим работы

      В  начальной  школе  режим 5-дневной  учебной  недели для первоклассников,6-дневная учебная неделя для 2-4 классов.  Начало  уроков –  в 08.00

часов.  Продолжительность  урока 35  минут –  в 1  классах – первое полугодие(обучаются  только  в  первую смену), 40  минут  во 2-4  классах.  Количество  часов  учебного  плана  в  каждом  классе соответствует  максимально  допустимой  нагрузке  учащихся  при 5-дневной и 6-дневной  учебной неделе. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив.

    Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки

(осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

 Средняя наполняемость классов – 3 человека.

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности -

основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Учебно-методическое обеспечение

   В  образовательном  процессе  используются  учебники  и  учебные  методические

комплекты «Школа  России»  для   реализации  задач   ООП,  рекомендованные

Министерством Образования Российской Федерации.

Материально-технические условия

    Организация  образовательного  процесса  осуществляется  в  условиях  классно-

кабинетной  системы  в  соответствии  с  учебным  планом,  основными  нормами  техники

безопасности и санитарно-гигиеническими правилами. 

      Кабинет  начальных  классов,    имеет  необходимый методический и дидактический материал, в  том числе и  технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс. 

В  коридоре школы  организуются  и  проводятся  культурно-массовые  мероприятия,

общешкольные собрания.

      Обучающиеся обеспеченны  горячим питанием в столовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"